скачать PDF

Аннотация

Статья освещает опыт разработки региональной рамки квалификаций, которая определяет требования к результатам обучения личности через знания, умения и компетенции на разных квалификационных уровнях. Рассмотрены особенности ее разработки, определена степень согласованности с национальной рамкой квалификаций, приведены пути достижения квалификационных уровней посредством формального, неформального и внеформального обучения. Представлены фрагменты требований региональной рамки квалификаций к результатам обучения на квалификационных уровнях, соответствующих уровням оконченного бакалавриата и магистратуры, а также инструментария психологической диагностики их достижения в части качеств личности. Результаты исследования могут представлять интерес для проектов, посвященных развитию отечественной системы квалификации, в том числе по направлениям, связанным с построением адекватной требованиям рынка труда и образовательного сообщества системы аттестации выпускников образовательных учреждений профессионального образования и сертификации работников предприятий.

Ключевые слова

Рамка квалификаций, компетентностный подход, формальное обучение, неформальное обучение, внеформальное обучение.

Курзаева Любовь Викторовна - канд. пед. наук, доцент кафедры прикладной информатики, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск, Россия. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

1. Курзаева Л.В., Овчинникова И.Г., Захарова Т.В. К вопросу о разработке рамки квалификаций и профессиональных стандартов в интегративных средах (на примере информатики и образования) //Гуманитарные и социальные науки. 2012. №4. URL: http:// www. hses-online.ru /2012 /04 /13_00_08/24.pdf.

2. Курзаева Л.В., Овчинникова И.Г., Самарокова И.В. Методико-технологические аспекты создания рамки квалификаций для системы профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2013. №3. URL: www.science-education.ru/109-9255.

3. Курзаева Л.В., Овчинникова И.Г., Слепухина Г.В. Психолого-педагогический инструментарий оценки и диагностики результатов обучения личности по направлениям подготовки в сфере ИТ. Магнитогорск: МаГУ, 2013. 40 с.

4. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / О. Ф. Батрова [и др.]. М.: Федеральный институт развития образования, 2008. 14 с.

5. Овчинникова И.Г., Курчатов Б.В., Курзаева Л.В. Региональная рамка квалификаций: роль и место в системе непрерывного профессионального образования, опыт разработки : монография. Магнитогорск: МаГУ, 2010. 143 c.

6. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Система квалификаций в странах Европейского союза [Электронный ресурс]. URL: http://www.cvets.ru/NQF/NQF-EC.pdf.

7. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Аксёнова Н.М. Обучение в течение всей жизни как инструмент реализации Лиссабонской стратегии. М.: РИО ТК им. Коняева, 2009. 131 с.

8. Темпус «Разработка рамки квалификаций для системы высшего образования Уральского региона»: официальный сайт проекта [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cquo.csu.ru/.

9. Терминология профессионального обучения. Европейский глоссарий (русско-английский). CEDEFOP, 2004.