Аннотация
В настоящее время в России наблюдаются устойчивые тенденции использования общественного городского транспорта на электрической тяге, такие как электробусы и электрические газели (микроэлектробусы). Однако в крупных и малых городах электрический транспорт эксплуатируется с разной интенсивностью, что делает неэффективным использование одних и тех же электробусов в городах с разным количеством населения. Так, например, в мегаполисах технико-экономическая эффективность городского общественного электробуса будет наилучшая, а в небольших городах – значительно ниже. В связи с этим появляется проблема правильного выбора электротранспорта с установленными мощностью тягового электродвигателя и энергоемкостью аккумуляторной батареи с учетом условий его эксплуатации в конкретной городской среде. В данной работе используется математическая модель, позволяющая оценивать коэффициент использования установленной мощности главного электрооборудования и его энергоэффективности для различных вариантов электробусов, ориентированных для городского пассажирского транспорта. Модель учитывает график движения, протяженность и особенности маршрута, пассажиропоток, технические характеристики транспортного средства, а также различные комбинации использования макро- и микроэлектробусов. Моделированием показано, что может иметь место недоиспользование установленной мощности главного электрооборудования, поэтому наиболее эффективным по удельному расходу энергии является комбинированное использование макро- и микроэлектробусов. Математическая модель и методика моделирования могут быть рекомендованы как для специалистов, занимающихся изготовлением основного электрооборудования для транспортных средств, так и для специалистов организаций, эксплуатирующих электробусы. Для повышения энергоэффективности электробусов, используемых в региональных и муниципальных центрах, имеющие различные условия эксплуатации, желательно расширить линейку мощностей тяговых электродвигателей и энергоемкости аккумуляторных батарей для одних и тех же типов электробусов.
Ключевые слова
электробус, тяговый электродвигатель, цикл движения, аккумуляторная батарея, расчёт энергоемкости, математическая модель
1. Мугалимов Р.Г., Шахбиева К.А. Обзор и сравнительный анализ аккумуляторных батарей для современного электротранспорта// Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: тезисы докладов 81-й международной научно-технической конференции.. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2023, Т. 1. С. 320.
2. Основы электрического транспорта / Штанг А.А., Щуров Н.И., Пантелеев В.И., Сизганова Е.Ю., Прокушев Ю.А. Красноярск: СФУ, 2008. 90 с.
3. Официальный сайт ПАО «КАМАЗ». URL: http://surl.li/izwejt (дата обращения 01.10.2024)
4. Электромобиль NEXT electro Shuttle. URL:https://nextelectro.ru/electric-car/shuttle (дата обращения 01.10.2024)
5. Основы расчетов движения автомобилей по дорогам. URL:https://road-project.okis.ru/file/road-project/ LecturesOsnovy/Tema_2.pdf (дата обращения: 01.10.2024)
6. Кравец В.Н. Теория автомобиля. Нижний Новгород: Изд-во НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2013. 412 с.
7. Определение фактора обтекаемости автомобиля. URL: https://vikidalka.ru/2-61736.html (дата обращения 01.10.2024)
8. Определение параметров автомобиля при подготовке исходных данных. URL: https://lektsii.org/15-67426.html (дата обращения 01.10.2024)
9. Ютт В.Е., Строганов В.И. Электромобили и автомобили с комбинированной энергоустановкой. Расчет скоростных характеристик. Москва: МАДИ, 2016. 107 с.
10. Шахбиева К.А., Мугалимов Р.Г., Мугалимова А.Р. Методика выбора основного электрооборудования для автономного транспортного средства // Электротехнические системы и комплексы. 2023. №4(61). С. 27-37. doi: 10.18503/2311-8318
Сравнительный анализ мощностей, энергоёмкостей аккумуляторных батарей и энергоэффективности макро- и микроэлектробусов при эксплуатации в городской среде / К.А. Шахбиева, А.Р. Мугалимова, Р.Г. Мугалимов, С.М. Андреев // Электротехнические системы и комплексы. 2024. № 4(65). С. 78-83. https://doi.org/10.18503/2311-8318-2024-4(65)-78-83