Аннотация

Полный текст статьи

Большинство турбогенераторов электрических станций прошли модернизацию и были аттестованы на работу с повышенной мощностью, в среднем на 10%. Постоянная работа на повышенной мощности приводит к ускоренному расходованию ресурса. Поэтому актуальной задачей являлась разработка новых специальных методов диагностирования электрооборудования с использованием неразрушающего контроля и одновременного мониторинга состояния, которые давали обоснованный ответ о сроках надежной эксплуатации при влиянии различных воздействий: электромагнитных и вибрационных. Кроме того, разработанные методы дополнительно должны давать информацию об объеме максимально возможного восстановления ресурса при выполнении обслуживания и ремонта. Для электрических машин основным методом оценки реального технического состояния служат испытания и измерения на отключенной и разобранной машине, когда на сердечник и обмотку не действуют основные доминирующие механизмы деградации – вибрация, ток и напряжение. Обмотка «холодная», вибрации нет. При работе рабочий ток дает нагрев как обмотки, так и сердечника, вызывает искрение в контактах при уменьшении сечения «пятна» контакта, искрения за счет истирания изоляции при вибрации пластин пакетов. В эксплуатации все дефекты активированы, более того, в электрических машинах наблюдается синергетический эффект взаимного влияния вибрационных и электроразрядных явлений, который при существующем традиционном подходе к контролю и диагностированию не учитывается, техническое состояние рассматривается и нормируется отдельно по каждому фактору. Одновременное использование различных методов измерений дало синергетический эффект, который позволяет определить глубину развития дефектов, прогнозировать время работы машины до выхода из строя. На основании этих данных можно строить модели развития дефектов и предиктивную аналитику, а также разрабатывать системы on-line-мониторинга.

Ключевые слова

спектральный анализ вибрации, электроразрядные явления, турбогенераторы, доминирующий механизм деградации, реальное техническое состояние, диструкция, виброэнергии

 

Ярошенко Игорь Владимирович – канд. техн. наук, доцент, кафедра механизации и автоматизации автодорожной отрасли, Шахтинский автодорожный институт (филиал) ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова, Шахты, Россия, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., https://orcid.org/0009-0003-3287-5012

Носенко Виктория Владимировна – канд. техн. наук, доцент, кафедра механизации и автоматизации автодорожной отрасли, Шахтинский автодорожный институт (филиал) ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова, Шахты, Россия, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., https://orcid.org/0000-0003-3003-8440

Алтунина Мария Сергеевна – канд. техн. наук, доцент, кафедра механизации и автоматизации автодорожной отрасли, Шахтинский автодорожный институт (филиал) ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова, Шахты, Россия, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., https://orcid.org/0000-0001-5598-2564

1. Шумилов Ю.А., Штогрин А.В. Уменьшение повреждаемости статоров мощных турбогенераторов, вызванных вибрацией в торцевой зоне (анализ, гипотезы, эксперимент) // Электротехника и электромеханика. 2014. №1. С. 37-39.

2. Голоднова О.С., Ростик Г.В. О причинах повреждений торцевых зон сердечников статоров турбогенераторов и мерах по их предупреждению // Энергетик. 2005. №1. С.17-22.

3. Кузнецов Д.В., Шандыбин М.И. Применение методов виброконтроля для оценки состояния упругой подвески сердечника статора турбогенератора // Электрические станции. 2007. № 10. С. 57-65.

4. МУ 1.3.3.99.0036-2009. Диагностика изоляции вращающихся машин классов напряжения от 0,4 кВ до 24 кВ по характеристикам частичных разрядов. URL: https://normativ.su/catalog/rucdoc/120/252725/(дата обращения 21.05.2024)

5. МР 1.2.1.13.0975–2014. Вибрационный контроль активной части турбогенераторов и электродвигателей. URL:https://eshop.rosenergoatom.ru (дата обращения 21.05.2024)

6. Самородов Ю.Н Дефекты и неисправности генераторов. М.: НТФ «Энергопрогресс», 2005. 100 с.

7. Применение диагностики для определения объема ремонта турбогенераторов / Ю.П. Аксенов, Д.П. Аксенов, С.Б. Талапов, И.В. Ярошенко // Электро. Электротехника, электроэнергетика, электротехническая промышленность. 2009. №2. С. 27-36.

8. Назолин А.Л., Поляков В.И. Виброударные режимы движения в дефектном узле подвески сердечника статора мощного генератора // Сборник трудов XV Международного симпозиума «Динамика виброударных (сильно нелинейных) систем». Москва: РАН – ИМАШ РАН им. А.А. Благонравова, 2006. С. 32.

9. Назолин А.Л., Поляков В.И. Виброакустическая диагностика и ресурсосберегающая эксплуатация // Новости электротехники. 2008. №3(51). URL:http://www.news.elteh.ru/arh/2008/51/12.php (дата обращения 14.08.2024)

10. Назолин А.Л., Поляков В.И. Надежность и ресурс турбогенераторов. Диагностика подвески сердечника // Новости электротехники. 2008. №4(52). URL:http://www.news.elteh.ru/arh/2008/52/10.php (дата обращения 14.08.2024)

Ярошенко И.В., Носенко В.В., Алтунина М.С. Методы дефектации генераторов при одновременном исполь-зовании спектрального анализа вибрации и электро-разрядной активности в активной части статора // Электротехнические системы и комплексы. 2024. № 3(64). С. 59-65. https://doi.org/10.18503/2311-8318-2024-3(64)-59-65