Аннотация
Статья раскрывает сущность и роль массовых открытых-онлайн курсов в современной образовательной среде. Как продукт информационного общества массовые открытые онлайн-курсы стали развитием открытых образовательных ресурсов в стремлении обеспечить открытость накопленных знаний и возможность организации взаимодействия людей из разных стран мира. Появившись сравнительно недавно, такие курсы вызывают большой интерес со стороны общественности и высших учебных заведений. На настоящее время выделяют три основных вида массовых открытых онлайн-курсов, различающихся по реализуемым подходам, тактике обучения, наполнения контента, взаимодействия обучающихся. В статье рассмотрены отечественные платформы xMOOC: «Система дистанционного бизнес-образования малого и среднего бизнеса», «ИНТУИТ», «Универсариум», «Открытое образование», произведена оценка перспектив использования в рамках формального образования.
Ключевые слова
Массовые открытые онлайн курсы, электронное обучение.
1. Андреев А.А. Открытые образовательные ресурсы и МООС // Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. «Электронное обучение в непрерывном образовании 2014 (с элементами научной школы для молодежи)». Т. 1. Ульяновск, 2014. С. 188–194.
2. Андреев А.А. Российские открытые образовательные ресурсы и массовые открытые онлайн-курсы // Высшее образование в России. 2014. № 6.
3. Андреев А.А. Эволюция и содержание дистанционных образовательных технологий // Материалы XIV международной науч.-практ. конф. Качество дистанционного образования: концепции, проблемы. Т. 1. 2012. С. 16–18.
4. Белоусова И.Д. Диагностика внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза // Сборник научных трудов Sworld. 2008. Т.18. № 1. С. 25-28.
5. Белоусова И.Д., Солдатенкова Ю.Б. Разработка учебного курса на основе Moodle // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6-3 (38). С. 8.
6. Бугайчук К.Л. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы // Высшее образование в России. 2013. №3.
7. Глущенко Т.Б. Повышение профессиональной квалификации преподавателей как педагогическое условие подготовки будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения. Научные труды SWorld. 2009. Т.14. №1. С.77a-79.
8. Глущенко Т.Б. Модель подготовки будущих учителей к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 3. С.54-61.
9. Глущенко Т.Б. Структура и содержание готовности будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения // Информатика и образование. 2009. № 2. С.111-113.
10. Калмыков А.В. Профессиональная социализация в e-Learning // Высшее образование в России. 2011. №10. С.99–105
11. Кручинская В.С., Новикова Т.Б. Необходимость поддержки и модернизации // Актуальные проблемы современной науки в 21 веке : сборник материалов 6-й междунар. науч.-практ. конф. Махачкала, 2014.
12. Курзаева Л.В, Григорьев А.Д. Массовые открытые онлайн курсы: сущность, специфические характеристики // Новые информационные технологии в образовании: материалы VIII междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 10–13 марта 2015 г. ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2015. С. 250-253.
13. Кухаренко. В.Н. Инновации в e-Learning: массовый открытый дистанционный курс // Высшее образование в России. 2011. №10. С. 93–99
14. Кухаренко В.Н. Массовый открытый онлайн курс «Дистанционное обучение от А до Я» // e-Learning World: сайт. URL: http://www.elw.ru/practice/detail/1965 (дата обращения: 21.06.2015).
15. Попова И.В., Зеркина Е.В., Чусавитина Г.Н. Риски использования e-Learning в процессе подготовки ИТ-специалистов // Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению «Прикладная информатика» на основе инновационных технологий и E-learning: сб. науч. тр. III Российской науч.-метод. конф., 13-14 декабря. М., 2007. С. 264-271.
16. Рынок онлайн-образования в России и мире: сегмент массовых онлайн-курсов. URL: http://json.tv /ict_telecom_analytics_view /rynok-onlayn-obrazovaniya-v-rossii-i-mire-segment-massovyh-onlayn-kursov-20141209065340 (дата обращения: 21.06.2015).
17. Тимкин С.Л. Открытые образовательные ресурсы: международное сотрудничество образовательных учреждений // Развитие единой образовательной информационной среды: на пути к обществу знаний: материалы XI междунар. конф. (Томск, 25–26 сентября 2012 г.). Томск, 2012. С. 51–55. URL: http://ou.tsu.ru/seminars/eois2012/articles/timkin.pdf (дата обращения: 29.06.2015).
18. Травкин И.Ю. Учебный процесс // Fun of Teaching. - 2014. URL: http://funofteaching.tumblr.com /post /91139632311 /cmooc (дата обращения: 1.07.2015)
19. Щенников С.А. Дидактика электронного обучения // Высшее образование в России. 2010. № 12. С. 83–90 URL: http://edtechdev.wordpress.com/2012/05/04/whats-the-problemwith-moocs (дата обращения: 21.06.2015 ).
20. Чистяков Д.А., Курзаева Л.В. К вопросу о реализации электронного обучения средствами Microsoft Sharepoint // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Воронеж: ВЦНТИ, 2014. С. 147-153.
21. Downes S. Connectivism and Connective Knowledge. 2011. URL: http://www.downes.ca/post/54540 (дата обращения: 21.06.2015).
22. Yuan Li, Powell S. MOOCs and Open Education: Implications for Higher Education. Bolton: University of Bolton: CETIS, 2013. 20 p.