скачать PDF

Аннотация

В статье представлены результаты исследования по отбору свободно распространяемых эмуляторов цифровых схем, которые целесообразно использовать в качестве учебных программных средств на лабораторных занятиях по изучению цифровых автоматов в учебных дисциплинах «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации» и «Архитектура ЭВМ» неэлектротехнических специальностей вузов.

На основании бакалаврских образовательных программ сначала сформулированы педагогические требования, предъявляемые к учебным программам по рассматриваемой тематике, а затем критерии сравнительного анализа симуляторов логических схем и шкалы допустимых значений. Определены веса критериев, представляющие собой числовые экспертные оценки их важности в соответствии с целью исследования.

Выполнен краткий обзор наиболее известных в Интернете аналогов цифровых симуляторов. Проведено практическое опробывание, которое позволило оценить для них значение каждого критерия по принятым шкалам. Сравнительный анализ нормированных числовых значений оценок критериев и содержательных, предварительно приведенных к числовым, проводили методом комплексной оценки. Взвешенные и комплексные оценки критериев для сравниваемых объектов позволили выявить «лидеров» для участия в апробации в условиях реальных учебных процессов и последующей экспертизы.

Ключевые слова

Архитектура ЭВМ, вычислительные системы, электронная схема, цифровой автомат, моделирование, EDA, симулятор логических (цифровых) схем, свободно распространяемое ПО, сравнительный анализ, метод комплексной оценки.

Стащук Петр Владимирович – канд. техн. наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет», г. Магнитогорск.

1. CAD-программы. URL: http://cxem.net /software /soft_CAD.php.

2. Обзор пакетов прикладных программ электронного проектирования. URL: http://mirea-tu.ru /files /okp_i_mres /obzor.pdf.

3. Леонов А.П. О подходе к выбору инструмента для автоматизированного проектирования печатных плат: Препринт ИФВЭ 2000-18. Протвино, 2000. 12 с.

4. Требования к ППС. URL: http://wiki.irkutsk.ru /index.php/Требования_к_ППС.

5. Ксензик А.В. Применение электронных компьютерных лаборатории в дистанционном обучении при изучении электротехнических дисциплин // Проблеми інж.-пед. освіти: зб. наук. пр. Х., 2006. Вип. 12. С. 197–202.

6. Оценка качества образовательных электронных изданий и ресурсов/ URL: http://wiki.irkutsk.ru /index.php /Оценка_качества_образовательных_электронных_изданий_ и_ресурсов.

7. Таненбаум Э. Архитектура компьютера. СПб.: Питер, 2010. 848 с.

8. List of free electronics circuit simulators. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_free_electronics_circuit_si mulators.

9. Electronic Design Automation For Integrated Circuits Handbook, by Lavagno, Martin, and Scheffer, ISBN 0-8493-3096-3, 2006.

10. The Electronic Design Automation Handbook, by Dirk Jansen et al., Kluwer Academic Publishers, ISBN 1-4020-7502-2, 2003, available also in German ISBN 3-446-21288-4 (2005).

11. http://linuxjournal.com/content/computer-logic-designktechlab (Jun 24, 2009 By Mike Diehl).

12. Гудков П.А. Методы сравнительного анализа. Учеб. пособие. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2008. 81 с.