скачать PDF

Аннотация

В статье представлены результаты исследования по отбору свободно распространяемых эмуляторов цифровых схем, которые целесообразно использовать в качестве учебных программных средств на лабораторных занятиях по изучению цифровых автоматов в учебных дисциплинах «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации» и «Архитектура ЭВМ» неэлектротехнических специальностей вузов.

На основании бакалаврских образовательных программ сначала сформулированы педагогические требования, предъявляемые к учебным программам по рассматриваемой тематике, а затем критерии сравнительного анализа симуляторов логических схем и шкалы допустимых значений. Определены веса критериев, представляющие собой числовые экспертные оценки их важности в соответствии с целью исследования.

Выполнен краткий обзор наиболее известных в Интернете аналогов цифровых симуляторов. Проведено практическое опробывание, которое позволило оценить для них значение каждого критерия по принятым шкалам. Сравнительный анализ нормированных числовых значений оценок критериев и содержательных, предварительно приведенных к числовым, проводили методом комплексной оценки. Взвешенные и комплексные оценки критериев для сравниваемых объектов позволили выявить «лидеров» для участия в апробации в условиях реальных учебных процессов и последующей экспертизы.

Ключевые слова

Архитектура ЭВМ, вычислительные системы, электронная схема, цифровой автомат, моделирование, EDA, симулятор логических (цифровых) схем, свободно распространяемое ПО, сравнительный анализ, метод комплексной оценки. UAB ŠIAULIŲ AUTODOTA automobilių dalys internetu Kaune ir Vilniuje

Стащук Петр Владимирович – канд. техн. наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет», г. Магнитогорск.

1. CAD-программы. URL: http://cxem.net /software /soft_CAD.php.

2. Обзор пакетов прикладных программ электронного проектирования. URL: http://mirea-tu.ru /files /okp_i_mres /obzor.pdf.

3. Леонов А.П. О подходе к выбору инструмента для автоматизированного проектирования печатных плат: Препринт ИФВЭ 2000-18. Протвино, 2000. 12 с.

4. Требования к ППС. URL: http://wiki.irkutsk.ru /index.php/Требования_к_ППС.

5. Ксензик А.В. Применение электронных компьютерных лаборатории в дистанционном обучении при изучении электротехнических дисциплин // Проблеми інж.-пед. освіти: зб. наук. пр. Х., 2006. Вип. 12. С. 197–202.

6. Оценка качества образовательных электронных изданий и ресурсов/ URL: http://wiki.irkutsk.ru /index.php /Оценка_качества_образовательных_электронных_изданий_ и_ресурсов.

7. Таненбаум Э. Архитектура компьютера. СПб.: Питер, 2010. 848 с.

8. List of free electronics circuit simulators. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_free_electronics_circuit_si mulators.

9. Electronic Design Automation For Integrated Circuits Handbook, by Lavagno, Martin, and Scheffer, ISBN 0-8493-3096-3, 2006.

10. The Electronic Design Automation Handbook, by Dirk Jansen et al., Kluwer Academic Publishers, ISBN 1-4020-7502-2, 2003, available also in German ISBN 3-446-21288-4 (2005).

11. http://linuxjournal.com/content/computer-logic-designktechlab (Jun 24, 2009 By Mike Diehl).

12. Гудков П.А. Методы сравнительного анализа. Учеб. пособие. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2008. 81 с.