скачать PDF

Аннотация

В конце прошлого века среди регулируемых приводов переменного тока наибольшее распространение получили асинхронные двигатели с фазным ротором. Они устанавливались на конвейеры, транспортеры, краны. Это было обусловлено относительной простотой регулирования частоты вращения двигателя посредством воздействия на роторную цепь. Внедрение частного способа регулирования в таких приводах в наше время осложняется тем, что большинство преобразователей частоты рассчитаны на применение в приводах, в составе которых установлен асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором. Замыкание фазной обмотки накоротко приводит к значительному увеличению потерь в процессе разгона и регулирования скорости вращения двигателя. Если обмотку статора асинхронного двигателя с фазным ротором подключить к преобразователю частоты, а обмотку ротора к звену постоянного тока этого преобразователя, двигатель будет обладать свойствами синхронного. Электропривод получает возможность работы в широком диапазоне, а характеристики двигателя абсолютно жесткие. Реализация подобного способа управления представлена в данной статье. Работа системы управления исследована с помощью моделирования в программном пакете Matlab Simulink. Дана характеристика полученным результатам.

Ключевые слова

Синхронизированный асинхронный привод, асинхронный двигатель с фазным ротором, регулируемый электропривод, двигатель, неуправляемый выпрямитель, автономный инвертор тока, система управления, устойчивость, релейный регулятор тока, математическая модель, Matlab Simulink.

Мещеряков Виктор Николаевич – д-р техн. наук, проф., зав. каф. электропривода, ФГБОУ ВО «Липец-кий государственный технический университет», г. Липецк, Россия. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0984-5133

Сибирцев Дмитрий Сергеевич – аспирант, каф. электропривода, ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет», г. Липецк, Россия. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5998-0133

1. Мещеряков В.Н. Системы регулируемого асинхронного электропривода для подъемно-транспортных механизмов: монография. Липецк: ЛГТУ, 2005. 112 с.

2. Соколовский Г.Г. Электроприводы переменного тока с частотным управлением. М.: Академия, 2006. 272 с.

3. Мещеряков В.Н., Соломатин П.Н. Синхронизированный асинхронный электропривод с частотным управлением // Изв. вузов. Электромеханика. 2009. № 2. С. 51-57.

4. Белов М.П., Новиков А.Д., Рассудов Л.Н. Автоматизированный электропривод типовых производственных механизмов и технологических комплексов. М.: Академия, 2007. 576 с.

5. Мещеряков В.Н., Башлыков А.М., Мещерякова О.В. Система скалярного частотного управления синхронизированной асинхронной машиной с питанием обмоток статора и ротора от автономного инвертора тока // Современные сложные системы управления Х HTCS’2012: материалы Международной научно-технической конференции. Старый Оскол: ТНТ, 2012. С. 50-52.

6. Мещеряков В.Н., Карантаев В.Г. Применение беспоисковой адаптивной системы для управления ЭП с вентильным двигателем // Электротехнические комплексы и системы. 2006. №2. С. 38-40.

7. Мещеряков В.Н., Сибирцев Д.С. Частотный асинхронный электропривод с коррекцией фазового сдвига между моментообразующими векторами // Системы управления и информационные технологии. 2017. №2 (68). С. 48-57.

8. Черных И.В. Моделирование электротехнических устройств в MATLAB, SimPowerSystems и Simulink. СПб.: Питер, 2008. 288 с.

9. Герман-Галкин С.Г. Matlab & Simulink Проектирование мехатронных систем на ПК. СПб.: КОРОНА, 2008. 368 с.

10. Анучин А.С. Системы управления электроприводов. М.: МИ, 2015. 373 с.